Small data – данные, которые всегда под рукой
Сегодня мы начинаем серию небольших статей под общим заголовком «Small data, Big data – анализ и управление данными». Мы постараемся разобраться в том, что нам считать «Малыми данными», а что отнести к «Большим данным» применительно к гостиничному бизнесу. Приведем конкретные примеры и рассмотрим, каким образом мы можем использовать это для отельеров.
Как ни странно, в русском интернет-сообществе до сих пор нет четкого определения, что такое Small data, хотя, казалось бы, о больших данных – Big data слышали все и все примерно понимают, что означает эта терминология, хотя, и здесь существует значительная путаница. Однако более подробны мы поговорим об этом чуть позже. Две этих формы данных одновременно похожи и непохожи друг на друга. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.
Small Data. Определение.
Small data – это анализ данных о конкретном пользователе, о конкретном человеке, о конкретном клиенте вашего отеля. Для сбора таких аналитических данных не требуется множества ресурсов, что немаловажно для объектов с небольшим бюджетом на маркетинг. Все это может сделать и один менеджер. Такие данные помогают в составлении более четкого портрета вашего гостя, узнавая детальные данные, вы имеете возможность сегментировать ваших клиентов и более эффективно и точечно проводить рекламные компании и планировать свой бюджет, исходя из имеющейся аналитики. На помощь отельеру тут приходит наша PMS, ведь, по большому счету, все наши статистические данные, которые накапливаются внутри вашей системы управления объектом, и есть Small data. Эти данные могут накапливаться у вас годами, вы можете вести их в привычных вам таблицах или использовать для этого специализированные отчеты. Но в итоге весь этот объем информации все равно будет являться Small data, каким бы большим он вам не казался. И именно этот объем данных в итоге поможет вам выделить ключевые точки для понимания и анализа как прошедших периодов, так и для планирования деятельности отеля в будущем.
Главное правило Small data – это быть здесь и сейчас. То, что многие называют у себя в отелях клиентоориентированностью, на самом деле и является частью Small data. Подход «Малых данных» в теории относительно прост: маркетолог или ваш менеджер должен как можно больше времени проводить среди ваших клиентов, быть больше пользователем, чем сотрудником и находиться в привычной для вашего гостя среде. В отличие от подхода Big data, эта идея ставит во главу угла человека.
«Малые данные» - это всегда решение повседневных задач. Например, собирая email гостей для последующей рассылки, вы тоже работаете с малыми данными. Естественно Small data касается и эффективного управления, и анализа существующих показателей спроса для более структурированного подхода в будущем – то, с чем помогает отельерам их PMS, а также различные внешние системы аналитики (что, к примеру, активно внедряется многими OTA внутри их экстранетов).
Самый простой и понятный пример, который я могу привести для отелей, касаясь «Малых данных» - это сегментирование каналов продаж вашего отеля. Внедрение такого подхода, как сегментирование, позволяет отельеру не только грамотно рассчитать имеющиеся издержки, но и установить уникальные каналы и сегменты, уделяя повышенное внимание к которым, отель может увеличить свою выручку. Всегда помните простую вещь: Small data – это то, что находится у вас под рукой. Вам не нужны научные методы, вам не нужны большие бюджеты, вам не нужна наемная армия маркетологов. Small data – это то, что вы в состоянии сделать самостоятельно. Естественно, собирая и аккумулируя «Малые данные», вы должны помнить, что им также нужен анализ, однако, важно, что провести его вы можете ограничиваясь стандартным бизнес-софтом. Знайте о своих клиентах больше, рвите дистанцию. Только в этом случае вы сможете наиболее эффективно управлять своим объектом размещения. В дальнейших обзорах мы обязательно рассмотрим конкретные примеры использования Small data и обсудим, какие из методик являются наиболее эффективными.
Коллеги, а что для вас является Small data? Как вы используете то, что у вас всегда под рукой?
Stay tuned!
Виталий Дударенко