Основные показатели, используемые в RM
В данной статье хотел бы выделить основные показатели, на которые следует ориентироваться отельерам в оценке эффективности продаж и работы отеля в целом.
Экономических критериев оценки бизнеса в целом и деятельности отеля в частности достаточно много: это и показатели дохода на доступный номер, общий доход с каждого занятого или имеющегося в наличии номера, доход на одного гостя или на одно спальное место, валовая операционная прибыль на каждый номер, показатели доходности конференц-площадей и мест в ресторане и т.д. И такое многообразие зачастую вызывает путаницу в том, что может брать за основу оценки своей деятельности среднестатистический Российский отель (сетевой или несетевой). На наш взгляд минимальными и достаточными в ежедневной работе могут быть следующие два показателя: RevPar – Revenue per available room – доход на доступный для продажи номер, и GOPPAR – Gross operation profit per available room – валовый операционный доход на имеющийся номер.
RevPar
В мировой практике этот показатель используется как база для определения и анализа эффективности продаж отеля и позволяет отслеживать результативность и эффективность управления номерным фондом. Максимизация RevPAR происходит за счет работы с загрузкой и средним тарифом продажи номера.
Формулы расчета показателя просты:
RevPar = (Room Revenue - доход от продажи номерного фонда) / общее количество доступных для продажи номеров в отеле
или
RevPar = ADR * загрузка (OR – occupancy ratio или ОСС - occupancy)
Для разных по размерам отелей выручка номерного фонда может варьироваться от 50 до 95%. При отсутствии, например, выручки от ресторана, СПА, залов для мероприятий и т.п. RevPAR может быть только отражением доли дохода от продажи номеров, при этом не учитывает остальные источники дохода.
В таблице выше приведены показателей работы двух виртуальных отелей с одинаковым номерным фондом – 100 номеров и одинаковым средним тарифом продажи номера (ADR) – 500 y.e. Исходя из приведенных данных видно, что более эффективно использует свой номерной фонд отель Б с доходом с каждого имеющегося номера 375 у.е. Однако, если мы возьмем в расчет и доход от операционных департаментов и предположим, что у двух отелей одинаковые операционные затраты, мы увидим, что операционная прибыль у отеля А будет больше. Следовательно, для оценки общей эффективности работы отеля необходимо рассматривать дополнительный показатель.
Показатель RevPAR для больших и малых отелей может отличаться в большую сторону в случае последних, однако большие отели будут иметь все-таки лучшие экономические показатели, чем малые. Поэтому при сравнении показателей RevPAR по Вашим конкурентам на рынке, помните о размерах других гостиниц.
GOPPAR
- это прибыль на один доступный для продажи номер. Формула расчета следующая:
GOPPar = GOP / общее доступное для продажи количество номеров в отеле
где GOP ( Gross Operating Profit – валовая операционная прибыль) = общая выручка номерного фонда, ресторанов, кафе, других отделов – прямые расходы операционных департаментов – прочие расходы.
Как было сказано выше данный показатель позволит Вам лучше отразить результаты работы гостиницы в целом, а не только номерного фонда, следовательно, эффективность работы руководства отделов и отеля в целом.
Следует помнить, что более крупные отели имеют большие расходы и затраты на обслуживание номеров и средства размещения в целом, однако при перераспределении на один номер, затраты значительно меньше, чем у небольших отелей.
Таким образом, показатель RevPAR Вы можете использовать как основной для оценки эффективности использования и работы номерного фонда. Для оценки операционной прибыльности гостиницы в целом с учетом всех отделов, приносящих доход, лучше оперировать и GOP.
Будем рады, если Вы поделитесь своим мнением относительно базовых индикаторов оценки деятельности Ваших отелей и что в основном Вы используете в ежедневной практике.