Медианное значение в отельном бизнесе

Сегодня мы поговорим о то, что такое медиана или медианное значение.

Медиана - число, характеризующее выборку (например, набор чисел). Если все элементы выборки различны, то медиана — это такое число выборки, что ровно половина из элементов выборки больше него, а другая половина меньше него.

Как мы можем использовать медианное значение в отельном бизнесе?

Рассмотрим следующий пример.

Отель «Аквамарин» анализирует спрос на 2 апреля. На текущий момент (допустим, на 1 марта) минимальная цена продажи его номеров на 2 апреля составляет 3500 рублей. Также отель «Аквамарин» получает данные из аналитических источников с открытых каналов по среднему тарифу своих 5-ти конкурентов.

Тут следует сделать оговорку: ADR отелей-конкурентов из открытых источников мы получить, к сожалению, не можем. Есть только один способ это сделать – обмениваться данным с интересующими нас отелями, к примеру, по электронной почте на периодической основе за какой-либо выбранный период либо использовать специализированный аналитический инструментарий (например, сервис «Аналитика гостиничного рынка»). При этом нужно четко понимать, что это будут статистические данные, т.е. то, что уже прошло. Во всех иных случаях данные, которые мы получаем из открытых источников (например, из аналитических инструментов Booking.com и Expedia.com) будут отражать именно тариф продажи номеров на этих каналах на выбранную дату, но не ADR. Напомню, чтобы получить реальный показатель ADR, нам необходимо знать количество проданных номеров и выручку отеля за определенный период. В данном случае наглядна разница между реальным ADR и тарифом продажи на открытых каналах.

Вернемся к нашему примеру. Итак, из открытых каналов мы получили данные по цене продажи 5-ти конкурентов на 2 апреля (например, это минимальная цена):

 Отель А    

  3 350 руб.

 Отель B

  2 800 руб.

 Отель C

  3 100 руб.

 Отель D

  10 200 руб.

 Отель E

   3 500 руб.

Давайте рассчитаем среднее значение цены для выборки отелей конкурентной группы. Оно составит: (3350+2800+3100+10200+3500)/5=4590 руб.

Как мы видим «отель D» сильно выбивается по цене из данной выборки. И «вытягивает» своим высоким значением общее значение среднего тарифа конкурентной группы вверх. Одно из возможных объяснений – все номера в «отеле D» минимальной категории уже проданы, и мы видим продажную стоимость номеров категории «Люкс». Такое значение в выборке называется «выброс».

Если выборка достаточно большая, а значение выброса единственное, то зачастую мы можем пренебречь им, как избыточным. Однако, если мы хотим грамотно сравнить наш тариф с тарифами отелей конкурентной группы, то нам необходимо воспользоваться функцией медианы.

Для этого давайте расположим значение средних тарифов отелей-конкурентов по возрастанию:

2 800, 3 100, 3 350, 3 500, 10 200

Как мы помним из определения, медиана – это такое число выборки, что ровно половина из элементов выборки больше него, а другая половина меньше него.

2 800, 3 100, 3 350, 3 500, 10 200

Значит медианное значение тарифов отелей конкурентной группы на 2 апреля составляет 3 350 рублей.

Стоит отметить, что если в выборке чётное число элементов, медиана может быть не определена однозначно: для числовых данных чаще всего используют полусумму двух соседних значений, к примеру:

 3 100, 3 350, 3 500, 10 200

Медиана равна: (3 350 + 3 500)/2 = 3 424 рублей

Таким образом, следует помнить, что большинство ОТА при расчете средних тарифов конкурентной группы отелей используют именно медианное значение, чтобы минимизировать влияние «выбросов» на конкретную выборку.  

В заключение хочется отдельно отметить, что в сервисе «Аналитика гостиничного рынка» для расчета ADR отелей-конкурентов используется формула расчета ADR, а не среднее арифметическое от среднего и не функция медианы.

В следующем уроке мы наглядно рассмотрим пример по расчету ADR отелей-конкурентов. 

Stay tuned!

Дударенко Виталий.

12.02.2018
Поделиться:
Написать комментарий
CAPTCHA

Бесплатная консультация специалиста Hotel Advisors

Напишите нам
Имя
E-mail
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!
Время вышло, вы не успели
© 2009-2023 г. Hotel Advisors + 7 812 603 77 73